Уро к 25
СТИЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ XIX–XX вв.
УДИВИТЕЛЬНЫЙ АРХИТЕКТОР АНТОНИО ГАУДИ.
Хо д у р о ка
С од е р ж а н и е б е с ед ы .
Уч ит ел ь . Сегодня мы заканчиваем знакомство с историей возникновения
и развития основных архитектурных стилей разговором о стилевых
направлениях в архитектуре XIX–XX веков.
Вторая половина XIX века в архитектуре была временем господства
эклектики.
Эклектика – стилизация архитектуры под определенную эпоху или
смешение в одном здании приемов и деталей различных стилей.
Одной из разновидностей эклектики был «историзм» – стремление к
воспроизведению национальных форм.
Попыткой выработать оригинальную декоративную систему, не
повторяющую прежние исторические стили, придать художественную
выразительность новым конструкциям и материалам, был стиль модерн.
Модерн (от фр. moderne – современный) – художественный стиль в
европейском и американском искусстве конца XIX – начала XX вв. (другое
название – арт нуво).
Для модерна характерен индивидуализм композиций, динамическая
пластика, близкая к природной, в противовес индивидуализации архитектуры
(особняк Рябушинского, Ярославский вокзал в Москве (арх. Ф. Шехтель)).
Здания модерна украшали мозаики, витражи, металлические решетки,
наборные полы, изразцы.
Техническим условием для новой архитектуры было использование
стальных и бетонных конструкций. Развитие металлических конструкций
проявилось в таких сооружениях, как Эйфелева башня в Париже, башня В. Г.
Шухова в Москве (видеоряд).
Одним из главных принципов проектирования зданий стало их
соответствие своему назначению, то есть функции. Отсюда и название такой
архитектуры – функционализм. Уже внешний вид здания должен выражать его
назначение, его содержание, даже распределение важнейших внутренних
помещений и т. п. Функционалистские сооружения часто выглядят как
соединение простых, ничем не украшенных кубов, шестигранников. Основную
идею функционализма можно было бы кратко изложить так: что целесообразно,
то и красиво. Теоретическое кредо конструктивизма начала XX века основывалось на
производственном искусстве (создании материальной среды с помощью новых
технических средств). В поисках нового стиля архитекторы конструктивизма
отказались практически от всего исторического наследия и обратились к
выявлению первичных закономерностей формообразования – куб, шар,
цилиндр.
Интересное и необычное здание в Кривоарбатском переулке построено по
проекту К. К. Мельникова. Архитектор словно забыл, что существует прямой
угол. Здание имеет фантастически смелую форму: два врезанных друг в друга
бетонных цилиндра с оконными проемами. В этом доме все непривычно и
удивительно: и форма, и интерьер, и освещение .
В современной архитектуре использование железобетонного каркаса и его
отражение в тектонике здания наиболее полно воплощено в творчестве Ле
Корбюзье. Он часто применял в качестве окон сплошные ряды стекол,
тянущихся по всему фасаду, или открытые проходы между обнаженными
толстыми столбами из железобетона, на которых держится громада здания.
Ярким представителем противоположных тенденций в современной
архитектуре является Антонио Гауди. Он имитирует в архитектуре природные
формы. Дома Гауди похожи на растения, скалы, раковины.
АНТОНИО ГАУДИ
Жизнь великого зодчего Антонио Гауди-и-Корнета была посвящена
служению архитектуре. Стремительный полет в пространстве, пожалуй,
основная идея архитектуры великого каталонца. Произведения Гауди
воплощают мысль его замечательного соотечественника Жоана Миро: «Свобода
духа – мечта Каталонии».
Любимыми строительными материалами Гауди были проверенные
временем кирпич, реже камень, глина (в виде полихромных изразцов и
диковинных форм животных) и металл. Он старательно избегал появившихся
уже железобетонных конструкций, хотя первым в Испании использовал их при
строительстве парка Гюэль. Его уподобление архитектуры органической жизни
вело к особой пластичности форм. Декор модерна, базировавшийся на
растительном орнаменте, в творчестве большинства зодчих оставался подчас
чисто аппликативным. Гауди одним из первых архитекторов конца XIX –
начала XX века понял различие между декором и украшением, по-разному
применяя их. Внимание к окружающей действительности и созерцательность вовлекали
Гауди в мир народных сказок, легенд и преданий, образами и символистскими
метафорами которых будут наполнены его произведения.
Дебютом архитектора в области частного строительства стал дом Висенс.
Гауди создал уникальное творение, в котором соединены утвердившаяся в XIX
веке в Испании традиция работы в камне и многовековая арабская традиция
работы с кирпичом и изразцами. В целом экстерьер дома производит
впечатление скорее мавританской архитектуры: закругленные башни,
вписанные в стыки стен, многолопастные арки некоторых окон первого этажа,
использование кирпича и керамических плиток. Декор дома, не наложенный, а
органично включенный в скелет особняка, как бы вырастающий из него,
особенно активно сосредоточен на боковых башнях-эркерах-балконах и
струящихся от них вниз многолопастных тягах, скрывающих ребра здания.
Чувство ценности пространства, идеал пластичности и принцип непрерывности,
о которых в конце XIX – начале XX века говорил Франк Ллойд Райт,
развивавший концепцию «органической архитектуры», достаточно отчетливо
заявлены уже в этом здании Гауди. Великий каталонец уподобляет свои
сооружения круглой скульптуре, допускающей обзор со всех сторон. Даже
вписанные в общую структуру городской застройки, его дома рождают
ощущение пластичности и непрерывности перетекающих объемов.
Дом Висенс – сама музыка, сама гармония цвета и формы. Ритм вертикалей
и горизонталей подчеркнут причудливой игрой цвета – серого, коричневого,
красного, белого и голубого с вкраплениями желтого и зеленого. В толще стены
мастер прорезает окна, и эти прорези напоминают клавиши органа, который,
кажется, звучит так мощно, что звук вырывается через башни-трубы. Сам Гауди
говорил о своем творении: «Вы хотите знать, где я нашел свою модель? В
стволе дерева. Он несет ветви, а те, в свою очередь, – веточки, а те, в свою
очередь, – листья. И каждая часть растет гармонично, восхитительно, с тех пор
как Господь создал ее».
|