Суббота
20.04.2024
02:31
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
производится ли уборка помещений после каждого приема пищи?
Всего ответов: 9
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МБОУ СОШ №43, х.Ильичевка, Октябрьский район, Ростовская область

Уро к  25  
СТИЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ XIX–XX вв. 
УДИВИТЕЛЬНЫЙ АРХИТЕКТОР АНТОНИО ГАУДИ. 
Хо д у р о ка    
С од е р ж а н и е  б е с ед ы .    
Уч ит ел ь . Сегодня мы заканчиваем знакомство с историей возникновения 
и  развития  основных  архитектурных  стилей  разговором  о  стилевых 
направлениях в архитектуре XIX–XX веков.  
Вторая  половина  XIX  века  в  архитектуре  была  временем  господства 
эклектики.  
Эклектика  –  стилизация  архитектуры  под  определенную  эпоху  или 
смешение в одном здании приемов и деталей различных стилей. 
Одной  из  разновидностей  эклектики  был  «историзм»  –  стремление  к 
воспроизведению национальных форм.  
Попыткой  выработать  оригинальную  декоративную  систему,  не 
повторяющую  прежние  исторические  стили,  придать  художественную 
выразительность новым конструкциям и материалам, был стиль модерн. 
Модерн  (от  фр.  moderne  –  современный)  –  художественный  стиль  в 
европейском  и  американском  искусстве  конца  XIX  –  начала  XX  вв.  (другое 
название – арт нуво).  
Для  модерна  характерен  индивидуализм  композиций,  динамическая 
пластика,  близкая  к  природной,  в  противовес  индивидуализации  архитектуры 
(особняк Рябушинского, Ярославский вокзал в Москве (арх. Ф. Шехтель)).  
Здания  модерна  украшали  мозаики,  витражи,  металлические  решетки, 
наборные полы, изразцы. 
Техническим  условием  для  новой  архитектуры  было  использование 
стальных  и  бетонных  конструкций.  Развитие  металлических  конструкций 
проявилось в таких сооружениях, как Эйфелева башня в Париже, башня В. Г. 
Шухова в Москве (видеоряд). 
Одним  из  главных  принципов  проектирования  зданий  стало  их 
соответствие  своему  назначению,  то  есть  функции.  Отсюда  и  название  такой 
архитектуры – функционализм. Уже внешний вид здания должен выражать его 
назначение,  его  содержание,  даже  распределение  важнейших  внутренних 
помещений  и  т.  п.  Функционалистские  сооружения  часто  выглядят  как 
соединение простых, ничем не украшенных кубов, шестигранников. Основную 
идею функционализма можно было бы кратко изложить так: что целесообразно, 
то и красиво.   Теоретическое кредо конструктивизма начала XX века основывалось на 
производственном искусстве (создании материальной среды с помощью новых 
технических  средств).  В  поисках  нового  стиля  архитекторы  конструктивизма 
отказались  практически  от  всего  исторического  наследия  и  обратились  к 
выявлению  первичных  закономерностей  формообразования  –  куб,  шар, 
цилиндр. 
Интересное и необычное здание в Кривоарбатском переулке построено по 
проекту  К.  К. Мельникова.  Архитектор словно забыл, что существует прямой 
угол. Здание имеет фантастически смелую форму: два врезанных друг в друга 
бетонных  цилиндра  с  оконными  проемами.  В  этом  доме  все  непривычно  и 
удивительно: и форма, и интерьер, и освещение . 
В современной архитектуре использование железобетонного каркаса и его 
отражение  в  тектонике  здания  наиболее  полно  воплощено  в  творчестве  Ле 
Корбюзье.  Он  часто  применял  в  качестве  окон  сплошные  ряды  стекол, 
тянущихся  по  всему  фасаду,  или  открытые  проходы  между  обнаженными 
толстыми столбами из железобетона, на которых держится громада здания.  
Ярким  представителем  противоположных  тенденций  в  современной 
архитектуре является Антонио Гауди. Он имитирует в архитектуре природные 
формы. Дома Гауди похожи на растения, скалы, раковины. 
 
АНТОНИО ГАУДИ 
Жизнь  великого  зодчего  Антонио  Гауди-и-Корнета  была  посвящена 
служению  архитектуре.  Стремительный  полет  в  пространстве,  пожалуй, 
основная  идея  архитектуры  великого  каталонца.  Произведения  Гауди 
воплощают мысль его замечательного соотечественника Жоана Миро: «Свобода 
духа – мечта Каталонии».  
Любимыми  строительными  материалами  Гауди  были  проверенные 
временем  кирпич,  реже  камень,  глина  (в  виде  полихромных  изразцов  и 
диковинных  форм  животных)  и  металл.  Он  старательно  избегал  появившихся 
уже железобетонных конструкций, хотя первым в Испании использовал их при 
строительстве парка Гюэль. Его уподобление архитектуры органической жизни 
вело  к  особой  пластичности  форм.  Декор  модерна,  базировавшийся  на 
растительном  орнаменте,  в  творчестве  большинства  зодчих  оставался  подчас 
чисто  аппликативным.  Гауди  одним  из  первых  архитекторов  конца  XIX  – 
начала  XX  века  понял  различие  между  декором  и  украшением,  по-разному 
применяя их. Внимание к окружающей действительности и созерцательность вовлекали 
Гауди в мир народных сказок, легенд и преданий, образами и символистскими 
метафорами которых будут наполнены его произведения.  
Дебютом архитектора в области частного строительства стал дом Висенс. 
Гауди создал уникальное творение, в котором соединены утвердившаяся в XIX 
веке  в  Испании  традиция  работы  в  камне  и  многовековая  арабская  традиция 
работы  с  кирпичом  и  изразцами.  В  целом  экстерьер  дома  производит 
впечатление  скорее  мавританской  архитектуры:  закругленные  башни, 
вписанные в стыки стен, многолопастные арки некоторых окон первого этажа, 
использование кирпича и керамических плиток. Декор дома, не наложенный, а 
органично  включенный  в  скелет  особняка,  как  бы  вырастающий  из  него, 
особенно  активно  сосредоточен  на  боковых  башнях-эркерах-балконах  и 
струящихся  от  них  вниз  многолопастных  тягах,  скрывающих  ребра  здания. 
Чувство ценности пространства, идеал пластичности и принцип непрерывности, 
о  которых  в  конце  XIX  –  начале  XX  века  говорил  Франк  Ллойд  Райт, 
развивавший  концепцию  «органической  архитектуры»,  достаточно  отчетливо 
заявлены  уже  в  этом  здании  Гауди.  Великий  каталонец  уподобляет  свои 
сооружения  круглой  скульптуре,  допускающей  обзор  со  всех  сторон.  Даже 
вписанные  в  общую  структуру  городской  застройки,  его  дома  рождают 
ощущение пластичности и непрерывности перетекающих объемов. 
Дом Висенс – сама музыка, сама гармония цвета и формы. Ритм вертикалей 
и  горизонталей  подчеркнут  причудливой  игрой  цвета  –  серого,  коричневого, 
красного, белого и голубого с вкраплениями желтого и зеленого. В толще стены 
мастер  прорезает  окна,  и  эти  прорези  напоминают  клавиши  органа,  который, 
кажется, звучит так мощно, что звук вырывается через башни-трубы. Сам Гауди 
говорил  о  своем  творении:  «Вы  хотите  знать,  где  я  нашел  свою  модель?  В 
стволе  дерева.  Он  несет  ветви,  а  те,  в  свою  очередь,  –  веточки,  а  те,  в  свою 
очередь, – листья. И каждая часть растет гармонично, восхитительно, с тех пор 
как Господь создал ее».