Если есть дефекты речи

Иль ошибки на письме,

Вам, друзья, необходимо-

На приём прийти ко мне.

Я смогу вас научить:

Звуки все произносить,

Ясно мысли выражать

И ошибок избежать...

Станет плавной речь, как песня!

И награды нет чудесней!

Логопедическая работа в общеобразовательной школе – это не дополнительная образовательная услуга, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует доступному и успешному его овладению учащимися с речевыми нарушениями.

 Основными задачами учителя-логопеда являются:

•  своевременная диагностика аномалий речевого  развития у учащихся;

•  коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;

•  предупреждение и профилактика речевых нарушений;

•  пропаганда специальных логопедических знаний среди учителей и родителей учащихся.

     В первую очередь зачислению в логопедический пункт подлежат учащиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному усвоению знаний поосновным разделам школьной программы (дети  с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием).

     Одновременно в логопедическом пункте может заниматься не более 25 человек. Зачисление  на занятия в  логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи. Выпуск обучающихся производится  в течение всего учебного года после устранения у них речевых дефектов.

     Основной формой организации занятий являются групповые занятия. Группы комплектуются учителем-логопедом с учетом однородности речевого недоразвития и возраста детей. Занятия, как правило, проводятся во внеурочное время  с  учетом режима работы школы. Индивидуальные занятия проводятся с обучающимися, имеющими сложные речевые дефекты. Продолжительность коррекционного обучения каждого конкретного ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития.


                                                                                                       



Гимнастика для мозга

 

Это прежде всего упражнения для развития взаимодействия работы глаз, речи и руки. Без этого взаимодействия невозможно  эффективное обучение навыку чтения и письма, поскольку при чтении и письме мы следим по строке глазами, проговариваем (вслух или шепотом) и пишем (ведем пальцем под буквами) одновременно.

 

1. «Раз!» — хлопаем перед грудью прямыми руками,

 «Два!» — правой рукой коснуться левого уха, а левой рукой – носа,

 «Три!» — хлопаем перед грудью прямыми руками,

 «Четыре!» — левой рукой касаемся правого уха, а правой рукой – носа,

 «Ушко,» — хлопаем перед грудью прямыми руками,

 «Носик-»-  правой рукой коснуться левого уха, а левой рукой – носа,

 «Заце…»  — хлопаем перед грудью прямыми руками,

 «пили!» — левой рукой касаемся правого уха, а правой рукой – носа. Выполнять 2 раза подряд.

 

2. «На море-океане, у острова Буяна, бывают вот такие и во-о-от такие волны» — выполняем волнообразные движения руками перед грудью, вперед.

 

«Плывет папа дельфин, к нему – мама дельфин, а к ним дельфин дочка и дельфин сыночек» — выполняем волнообразные движения кистями рук с пересечением воображаемой середины тела.

 

«А со дна морского к дельфинам поднимаются: морские звезды, морские ежи, морские змейки, морские коньки и медузы. Они знают, что там, где дельфины будет весело и интересно!» — на каждое название – выполняем волнообразное движение одним пальцем руки (двумя руками одновременно), в конце поднять руки вверх и потрясти кистями. Руки «бросить» вниз.

 

3. «Лезгинка» Одна рука — кулак перед грудью локоть вниз, большой палец – в сторону, вторая рука согнута параллельно полу, прямой кистью упирается в мизинец кулака – 8 смен такого положения.

 

4. «Медвежьи игры» — борьбу на диване, на полу. Различные захваты, обхваты ребенка, чтобы он вырывался из Ваших рук, в «Царя дивана» и пр.

 

5. Пальчиковые игры, начиная с «Сорока-белобока …», теневой театр, «Ладушки, ладушки,..»

 

6. Рисование двумя руками одновременно.

 

7. «Руки-ноги» С любой темой, пройденной в классе. На звонкий согласный – руки поднять вверх или опустить, на глухой согласный – сесть или встать. На имя существительное руки поднять вверх или опустить вниз, на остальные слова работают ноги – сесть или встать.


Что такое дисграфия, каких видов бывает?

Дисграфия (графо – пишу, дис – расстройство) – специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Дисграфия может нарушаться как у детей, так и у взрослых. У взрослых сформированный навык письма частично нарушается или полностью утрачивается в связи с органическим поражением определенных отделов коры головного мозга (травмы, опухоли, нарушение мозгового кровообращения и т.п.). У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связанно с патологией беременности или родов у матери.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений: вместо МАМА – МОМО, вместо ЖУК – ЗУК, вместо ДОМ – БОМ и т.п. Наиболее встречаемые ошибки:

 Замены букв (СЛЯПА вместо ШЛЯПА)

 Пропуски букв (МАИНА вместо МАШИНА, ТУЛ вместо СТУЛ)

 Вставка лишних букв (АВОТОБУС вместо АВТОБУС, КАРАТИНА, вместо КАРТИНА)

 Перестановка букв (КОНРИ вместо КОРНИ, ВСЕТ вместо СВЕТ)

 Недописывание слов (СИН вместо СИНИЙ, ДОРОГ вместо ДОРОГА)

 Слияние нескольких слов в одно (МАМАМЫЛА вместо МАМА МЫЛА, ДЕТИИГРАЛИ вместо ДЕТИ ИГРАЛИ)

 Разделения одного слова на части (О БЛАКО вместо ОБЛАКО, ТЕ ЛЕВИЗОР вместо ТЕЛЕВИЗОР)

Единой классификации дисграфии нет, но существует несколько форм дисграфии, которые встречаются наиболее часто:

1. Акустическая дисграфия – в ее основе лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, приводящим к частым заменам на письме соответствующих букв (ПОЛОТО вместо БОЛОТО)

2. Артикуляционно-акустическая дисграфия – связана со звуковыми заменами в устной речи, которые отражаются на письме. Сам характер письменных ошибок при акустической и артикуляционно-акустической дисграфии одинаков, разница лишь в том, что во втором случае и в устной речи ребенка также имеются однотипные звуковые замены, тогда как при акустической дисграфии этого не наблюдается. (Если ребенок говорит ЛАКЕТА вместо РАКЕТА, то так он и пишет это слово).

3. Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова и звуки. В итоге правильная запись слов, не говоря уже о фразах, становится невозможной.

 - запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» - «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ» вместо ЦВЕТЫ СТОЯТ НА СТОЛЕ.

 - пропуски в словах согласных букв, особенно при их стечении – «ТРЕЛА» вместо – СТРЕЛА.

 - пропуски гласных букв (ТРКТОР вместо ТРАКТОР)

 - вставка лишних букв (СТЛОЛ вместо СТОЛ)

 - перестановка букв (ТУРБА вместо ТРУБА)

 - разделение слова на части (ЛА МПА вместо ЛАМПА)

4. Оптическая дисграфия – трудность усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему похожими.

 - замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов (И и Ш, Ц и Ш, П и Т, А и М), или похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В и Д, Б и Д, Ш и Т)

 - недописывание элементов буквы

 - «зеркальное» изображение букв

5. Аграмматическая дисграфия – несформированность у ребенка грамматических систем словообразования, что прежде всего находит отражение в его устной речи, проявляясь в неправильном согласовании слов. (Пример: «ДЕТИ УЧИТСЯ ШКОЛЕ», «ГРИБЫ РАСТУТ ПОД ЁЛКИ»)

6. Смешанная форма дисграфии – несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма

Почему возникает дисграфия?

Нарушения письма - следствие ошибок в работе центров головного мозга, отвечающих за организацию письменной речи.

Эти ошибки могут происходить по нескольким причинам:

1. Незрелость отдельных структур головного мозга, участвующих в организации письменной речи, в результате родовой травмы, гипоксии (удушье), дефицита мозгового кровообращения.

2. Нарушения устной речи у дошкольников в дальнейшем могут проявляться в специфических ошибках на письме в школе.

3. Несформированная в срок ведущая роль одного из полушарий головного мозга может явиться причиной речевых расстройств, в том числе и письменной речи. Например, письмо правой рукой у ребенка-левши будет вызывать трудности в обучении.

Симптомы дисграфии

К основным диагностическим критериям нарушения письма можно отнести:

1. Наличие в письменных работах специфических ошибок:

пропуски, замены, перестановки, вставки букв, слогов, слов; ошибки обозначения мягкости на письме; зеркальное написание букв или другое искажение; отсутствие заглавной буквы и точки в предложении; слитное написание или разрыв слова.

2. Большое количество специфических ошибок: от 4 до 30 и более.

3. Стойкость ошибок: они встречаются во всех видах письменных работ (диктант, списывание, письмо по памяти, сочинение) в течение длительного времени.

 

 

                                                                 

Появились признаки дисграфии. Что делать?

Конечно, появление огромного количества ошибок на письме - сигнал для визита к логопеду. Однако несколькими простыми рекомендациями вы можете воспользоваться самостоятельно:

 

1. Избегайте бесконечного переписывания упражнений "начисто" или письма под диктовку.

 

2 Постарайтесь не упрекать ребенка за ошибки. Чтобы добиться успехов по русскому языку, ему необходима помощь логопеда.

 

 

3 Обращайте внимание на усердие ребенка, а не на количество ошибок. Вселите в него уверенность, что трудности в учёбе можно преодолеть.

 

Несколько рекомендаций родителям

Упражнения, которые помогут в преодолении дисграфии

 

Данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в коррекционной работе.

 

 Упражнение «Корректурная правка»

 

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.

 Упражнение «Пишем вслух»

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

То есть, «Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём» (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (на стале стаял куфшин с малаком).

Под «слабыми долями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим согласным, типа «ло*шка». Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить палочки», т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

Упражнение «Вглядись и разберись»

Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).

Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: «Запятая между прилагательным «ясным» и союзом «и», во-первых, закрывает деепричастный оборот»… «, а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая «...», вторая «..."», соединенные союзом «и»).

Упражнение «Пропущенные буквы»

 

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.

Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти... М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__. В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.

2. Как писать диктанты в домашних условиях

1. Чрезвычайно медленно!!!

2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это «не для него», так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия «безударные гласные».

3. Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).

3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания (орфографическое проговаривание).

 

Использование игр и игровых приемов для предупреждения дисграфии у учащихся первых классов .

Причины возникновения речевых недостатков у детей

Сказка о веселом язычке

 

Коррекция нарушений письменной речи

младших школьников.

 

Артикуляционная гимнастика

Использование игр и игровых приемов для предупреждения дисграфии у учащихся первых классов

Причины возникновения речевых недостатков у детей.

Советы логопеда

       РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ

Со